Среда, 24.04.2024, 21:32
Приветствую Вас Гость | RSS

   О людях, никогда не расстающихся с Библией


Прочные семьи, построенные на библейских принципах

Прочные семьи, построенные на библейских принципах

Важная особенность Свидетелей Иеговы — это стремление строить семейные отношения на библейских принципах. В 1996 г. на английском языке вышла книга "Секрет семейного счастья”, подготовленная Обществом Сторожевой Башни. Издан и ее перевод на русский язык. Даже не открывая эту книгу, можно смело утверждать, что Свидетели Иеговы призывают следовать Библии и в этом и видят главный секрет семейного счастья. Но если знать о том, что процент разводов в семьях Свидетелей Иеговы (считая и те семьи, где только один из супругов — Свидетель Иеговы) примерно в 10 раз ниже, чем в тех странах, где они живут, то появляется желание прочесть эту книгу и присмотреться к опыту налаживания семейных отношений, которым обладают Свидетели Иеговы. Так, например, проведенное в Германии исследование более чем 150 тысяч Свидетелей Иеговы показало, что при общем уровне разводов в стране от 30 до 50 % только 4,9 % Свидетелей Иеговы разведены или живут отдельно от своих супругов (включая семьи, где Свидетелем Иеговы является только один из супругов). Об этом, в частности, говорилось на "круглом столе” в рамках темы "Религиозная ситуация в Санкт-Петербурге” (4 февраля 1998 г.) в докладе "Отношение Свидетелей Иеговы к гражданским обязанностям”, подготовленном отделом по связям с общественностью Управленческого центра Свидетелей Иеговы в Солнечном.

Кризис семьи в современной России

Для сопоставления будет полезно посмотреть, как обстоят дела с проблемами семьи в России, где большая часть населения далека от религиозных ценностей и не учитывает библейские принципы в семейной жизни.

До поры до времени, пока значительную часть населения составляли люди, родившиеся и воспитанные до революции 1917 г., в обществе еще были живы какие-то нравственные нормы, основанные на вере в Бога, и признавалась святость семейного очага, кризис семьи не ощущался как острая проблема. Но по мере того как в жизнь вступали все новые поколения, воспитанные на основах безрелигиозной морали, в сфере семейных отношений дела шли все хуже и хуже.

Настоящая катастрофа разразилась уже после крушения тоталитарного режима и распада СССР. Выяснилось, что библейская истина "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина” (Книга пророка Иеремии, 31:29) применима и к сфере семейной жизни в нашей стране. Современная Россия оказалась практически беззащитной пред кризисом семьи и последствиями "сексуальной революции”.

Население России сокращается, что свидетельствует о глубоком кризисе семьи. Начиная с 1992 г., впервые за все послевоенное время число смертей, зарегистрированных за год, превысило число рождений. Только за период с 1992 по 1995 г. постоянное население России, несмотря на приток эмигрантов и беженцев, сократилось на 387 тысяч человек. Наряду с возрастанием смертности и сокращением продолжительности жизни происходит падение рождаемости. В целом за последние шесть лет уровень рождаемости снизился на 30%. Сегодня сокращение рождаемости происходит за счет отказа от рождения даже не второго, а первого ребенка.

Сокращается число желающих вступить в брак. Если резкое сокращение рождаемости началось с 1988 г., то обвальное снижение числа желающих вступить в брак началось в 1992 г. Оно проявляется в первую очередь в откладывании браков. Вероятность вступления в первый брак к 1994 г. резко уменьшилось почти во всех возрастных группах. Уровень окончательного безбрачия, который в демографии обычно определяется как доля никогда не состоявших в браке к 50 годам, к 1994 г. достиг у женщин 7,9% (увеличение по сравнению с 1989 г. в 3,6 раза), у мужчин — 13% (увеличился в 2,8 раза). Происходит рост фактического безбрачия и одиночества (см. журнал "Семья в России", 1997. №1. С. 145).

Российская семья вступила в сложный период развития. Число разводов приближается к числу браков. Сегодняшний высокий уровень разводов говорит о нестабильности семьи, ее уязвимости. Судя по данным социологических исследований, примерно 22% женщин хоть раз в жизни разводились (причем кто-то разводился и два и три раза). С 1991 г. начался новый рост числа разводов, и в 1995 г. на каждые 100 браков приходилось примерно 62 развода. Каждый третий ребенок воспитывается без отца или матери, в неполной семье. Ежегодно производится более трех миллионов абортов — в два с лишним раза больше, чем рождается детей. Увеличивается число детей, оставшихся без попечения, из-за пьянства, алкоголизма, наркомании родителей (см.: Человек. 1997. ,№1, С. 19—33).

В России начинает получать распространение тип семьи с официально не оформленным браком. Растет число семей, нуждающихся в особом внимании и поддержке, усиливается обнищание семей, имеющих нескольких детей. Так, по данным официальной статистики, в России среди семей, имеющих одного ребенка до 16 лет, являются бедными, то есть живут ниже прожиточного минимума — 34%. При двух несовершеннолетних детях в семье коэффициент бедности повышается до 47%, а при трех и более детях он уже более 72% ( см. Современная семья в зеркале социологии. Татарстан, 1997. №1, С. 15).

Негативно воздействуют на воспитательный потенциал семьи рост отчужденности детей от родителей, обусловленное увеличивающимся разрывом между ценностями младшего и старшего поколений.

В настоящее время в конфликте с родителями находится до 3/4 детей. Больше половины опрошенных (51%) считают, что за последние пять лет увеличилось число случаев жестокого обращения членов семьи по отношению друг к другу. Почти пятая часть родителей применяет по отношению к своим детям физические наказания.

Происходит снижение уровня занятости женщин и увеличение числа семей с неработающей матерью. Ее добровольный или вынужденный уход из сферы общественного производства в домашнее хозяйство позволяет ей значительно больше времени уделять детям, их воспитанию. Это явление весьма противоречиво и неоднозначно. Во многих случаях женщины, теряя работу, деградируют как личности и не в состоянии оказывать позитивное воспитательное воздействие на детей. Мужья же не могут одни прокормить семью. Между супругами нарастают конфликты, что пагубно сказывается на воспитании детей.

Семейная жизнь родителей является образцом только для 25% девушек и юношей. Лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на своих родителей.

О половом воспитании в семье серьезно говорить пока не приходится. Вопросы предохранения от беременности обсуждают с детьми родители лишь 16,5% родителей девочек (7,1% родителей мальчиков), а вопросы сексуальных отношений подростков - 13,1% родителей девочек (14% родителей мальчиков).

Растет число подростков, вступающих в половые контакты. В возрасте 14—17 лет 22,5 % девочек и 43,7 % мальчиков уже имеют опыт сексуальных отношений. При этом увеличивается разрыв между началом половой жизни и вступлением в брак (см.: Семья в России. 1997. №1. С. 145—152).

Кризис семьи мешает принять действенные меры, ограничивающие распространение СПИДа, венерических болезней, наркомании, других негативных явлений. В 1996—1997 гг. значительно обострилась эпидемиологическая обстановка по ВИЧ-инфекции и СПИДу. Число ВИЧ-инфицированных стремительно растет, по мнению специалистов, в России начинается (или уже началась) эпидемия СПИДа. Эпидемия ВИЧ-инфекции вступила в новую фазу, обусловленную распространением среди лиц, употребляющих наркотики. По этой причине в Калининградской, Саратовской областях, Краснодарском крае имели место случаи группового заражения ВИЧ-инфекцией наркоманов, которые пользовались одним шприцем, с числом пострадавших от 100 до 500 человек.

В Россию эпидемия ВИЧ-инфекции и СПИДа пришла десятилетием позже, нежели в США и Западную Европу. Однако это время было упущено и современная Россия не располагает необходимой медицинской базой и экономическими возможностями для борьбы с этой эпидемией. Неблагоприятно сказывается на ситуации и продолжающаяся в России "сексуальная революция”, мода на свободный секс, захватившая значительную часть молодежи.

Заболеваемость сифилисом с 1989 по 1996 г. выросла в 41,3 раза и составила в 1995 г. 177 случаев на 100 000 населения (1994 г. — 85,8). По регионам Российской Федерации показатель заболеваемости сифилисом колеблется от 13,9 (Республика Ингушетия) до 423,1 на 100 000 населения (Калининградская область). Отмечается значительный рост заболеваемости сифилисом у детей, увеличение числа случаев врожденного сифилиса.

Прогноз ситуации с потреблением наркотиков в России, по мнению экспертов, также весьма неблагоприятный, что будет способствовать дальнейшему распространению эпидемии ВИЧ-инфекции и СПИДа. Экономический кризис, нестабильность социальной и экономической ситуации, кризис семьи и системы образования провоцируют дальнейший рост спроса на наркотики. Это весьма опасно для государства со слабым законодательным контролем, ростом преступности и недостаточной медицинской и социальной помощью потребителям наркотиков. В связи с этим по-прежнему будет крайне незначителен процент лиц, злоупотребляющих наркотиками, которые получат эффективное лечение.

По мнению многих специалистов, если не удастся изменить эти негативные тенденции, снижение численности населения России будет продолжаться до середины XXI в. и далее. Возникнет угроза уменьшения количества и снижения качества населения, его деградации, катастрофического снижения трудового и экономического потенциала России.

К сожалению, у государства нет необходимых ресурсов для оказания эффективной помощи семье. Так, например, в решении Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации от 19 ноября 1996 г. "О реализации президентской программы "Дети России” и перспективах ее действия до 2000 года” отмечается, что при неудовлетворительном положении дел с финансированием реализация этой и других программ находится под угрозой срыва. Во многих регионах России приняты местные программы социальной защиты населения, включающие меры по оказанию помощи семье. Однако на них, как правило, не хватает средств (см. Семья в России. 1997. №1. С. 27—54 и 137—144).

Как известно, еще в конце 80-х годов в США получила распространение идеология, ставящая семью на вершину ценностной иерархии. Схожая постановка вопроса была популярна в России и находилась в центре общественного внимания в последние годы существования Советского Союза. Появление идеологии New Familialism в Америке можно рассматривать как новое течение, направленное против радикального феминизма. Ее религиозной основой является система христианских нравственных ценностей протестантского толка.

В современной России феминизм не имеет массового распространения. Обращение к ценностям семьи было порождено крахом социализма и присущей ему модели семьи, в которой и муж и жена трудятся на производстве, дети воспитываются в государственных воспитательных учреждениях с младенческого возраста, а груз домашних обязанностей лежит на женщине. В противовес этой модели стала пропагандироваться точка зрения, что женщине предназначено главным образом воспитывать детей и вести домашнее хозяйство, а не участвовать в политической, экономической и культурной жизни.

Однако современная экономическая ситуация и растущая безработица показали утопичность надежды на возрождение традиционной для дореволюционной России структуры семьи, где жена, как правило, имела возможность не работать на производстве. Знаменательно, что даже такой сторонник возрождения российских традиций, как Александр Солженицын, вынужден был отметить в брошюре "Как нам обустроить Россию" (1990), что, несмотря на то, что женщина должна иметь право вернуться в семью и воспитывать детей, это вряд ли будет возможно, ибо некоторые семьи будут счастливы тем, что хотя бы жена работает.

Что касается перспектив распространения идеологии ценности семьи в современной России, то будет большим преувеличением говорить о скором переходе к традиционной семье, основанной на принципах православной морали. Православная Церковь в отличие от других христианских церквей пока слабо разрабатывает и распространяет идею семьи, соответствующую ситуации, сложившейся в обществе конца XX в. Таким образом, поворот к семейным ценностям, который необходим современной России, существенно затруднен отсутствием у государства необходимых для поддержки семьи экономических ресурсов, а также недостаточной разработанностью этой проблемы на ее современном уровне в Русской Православной Церкви.

Библейские рецепты семейного счастья работают и в наши дни

Что же предлагают Свидетели Иеговы для достижения семейного счастья? И годятся ли эти рецепты для россиян?

Прежде всего, не полагаться на волю случая, а серьезно подготовиться к вступлению в брак, сохраняя целомудренные отношения до свадьбы. Трижды подумать, если выяснится, что у предполагаемого избранника нет общих с тобой убеждений и принципов. Ведь апостол Павел предостерегал: "Не преклоняйтесьпод чужое ярмо с неверными” (2 Послание к Коринфянам 6:14).

Но совпадениерелигиозных убеждений — не единственное условие, необходимое для создания крепкой семьи. В книге "Секрет семейного счастья”(Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов (Пенсильвания), 1996. 192 с.) в главе "Подготовка к счастливому браку” рассказывается и о том, что именно полезно узнать заранее о будущем супруге. Например, незамужняя женщина могла бы выяснить о своем женихе: "Какой репутацией пользуется этот человек? С кем он дружит? Умеет ли он владеть собой? Как он относится к пожилым людям? Из какойон семьи? Какие у него отношения с родными? Как он относится к деньгам? Не злоупотребляет ли он алкоголем? Вспыльчив ли он или даже жесток? Смогу ли я относиться к нему с глубоким уважением?” (Секрет семейного счастья. С. 22).

Неженатый мужчина мог бы задать примерно такие вопросы: "Проявляет ли эта женщина любовь и уважение к Богу? Может ли она вести хозяйство? Чего будут ожидать от нас ее родственники? Мудра ли она, трудолюбива, бережлива? О чем она обычно говорит? Проявляет ли она искреннюю заботу о благополучии других, поглощена ли она собой или чрезмерно интересуется чужими делами? Заслуживает ли она доверия? Готова ли она подчиняться главенству мужа или упряма, может быть, даже своенравна?” Думаю, если бы женихи и невесты, прежде чем создать семью, задумывались над этими вопросами, неудачных браков и разводов было бы гораздо меньше. Эти вопросы — не плод фантазии составителей книги, а перевод на современный язык тех критериев, которые упоминаются в Библии.

Свидетели Иеговы считают, что любовь к Богу и друг к другу, а также взаимное уважение супругов — абсолютно необходимы для счастливого брака. Муж должен главенствовать в семье, а жена должна ему подчиняться, быть помощницей. Но главенство мужа не имеет ничего общего с диктатом: оно основано на любви и уважении к жене. Если один из супругов не является Свидетелем Иеговы, то это не повод для развода. Единственное основание для развода — это супружеская измена.

Нередко неверующий супруг, видя, что его жена, став Свидетелем Иеговы и начав жить в соответствии с Библией, меняется к лучшему, становится более заботливой женой, матерью, хозяйкой, через какой-то срок, иногда — через несколько лет, сам начинает изучать Библию и становится Свидетелем Иеговы. Припоминаю, как на Библейском конгрессе в Москве "Вестники Божьего мира” один из служебных помощников выступил с речью ("Стремитесь к Божьему миру в семейной жизни”) на тему о том, как нужно строить взаимоотношения в семье и относиться к женам. Сидевший рядом со мной человек тихо заметил: "А ведь было время, когда этот оратор угрожал жене топором и требовал, чтобы она отказалась от своей веры. Хорошо, что у нее хватило ума переубедить мужа и теперь из него получился неплохой служебный помощник”.

В отличие от католиков Свидетели Иеговы считают допустимым использование контрацептивных средств. Но, разумеется, в полном соответствии с Библией, они категорически отвергают аборты как способ избавиться от "лишних ртов”.

Свидетели Иеговы выступают за то, чтобы домашние дела не лежали на плечах одной только жены. Они за справедливое распределение домашних обязанностей в семье. В книге "Секрет семейного счастья” много продуманных советов, как воспитать детей, защитить семью от дурного влияния, обеспечить благополучие в неполной семье. Специальная глава посвящена проблемам, возникающим, если брак на грани распада. Книга учит почитать родителей, достигших преклонного возраста, есть в ней и рекомендации, как обеспечить своей семье надежное будущее.

Разумеется, было бы наивно считать, что все без исключения Свидетели Иеговы следуют всем этим наставлениям и им удается построить жизнь семьи на библейских принципах. Однако мои наблюдения показывают, что подавляющее большинство верующих серьезно относятся к своим семейным обязанностям и искренне пытаются строить семейные отношения на библейском фундаменте. Когда бываешь на встречах собрания Свидетелей Иеговы, видишь немало многодетных семей, замечаешь, что дети слушаются родителей, супруги внимательны друг к другу и на лицах собравшихся нет отпечатка уныния и тоски. Пожалуй, счастливые лица уверенных в себе людей — отличительная особенность Свидетелей Иеговы и в России, и в Америке, и во многих других странах.

Счастье — не в обилии праздников

В образе жизни Свидетелей Иеговы есть черты, которые могут показаться необычными и даже странными. Например, будучи христианами, они не отмечают Рождество и другие праздники, в том числе и собственные дни рождения. Аргументация, которая приводится в пользу этой позиции, звучит так: Библия называет только один день, который следует отмечать ежегодно — это Вечеря Господня, или Вечер воспоминания смерти Иисуса Христа.

Устанавливая этот праздник, Иисус повелел своим последователям: "Сие творите в Мое воспоминание” (Евангелие от Луки, 22:19, 20; I Послание к Коринфянам, 11:23-25).

Поскольку Свидетели Иеговы преданы исключительно Богу Иегове, они считают праздники, установленные в честь каких-то людей или знаменательных событий, уступкой ложным верованиям, нарушением библейского требования "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Евангелие от Матфея, 4:10). По этой же причине Свидетели Иеговы не поклоняются государственному флагу, хотя и уважают его.

По поводу празднования дней рождения Свидетели Иеговы замечают, что в Библии говорится только о двух случаях, когда этот праздник отмечался. И оба раза торжества в честь дня рождения не привели ни к чему хорошему. Первый случай — день рождения фараона (Бытие, 40:20—21), когда фараон повесил одного из своих слуг. Второй эпизод (Евангелие от Матфея, 14:6—11) — празднование дня рождения царя Ирода, которое завершилось отсечением головы Иоанна Крестителя. Не удивительно, что Свидетели Иеговы не считают этот праздник достойным внимания. Они не ждут особого дня, чтобы проявить свою любовь к своим детям или друг к другу.

Нередко сверстники задают детям из семей Свидетелей Иеговы вопрос, почему те не отмечают общепринятых праздников и дней рождения. "У меня каждый день праздник”, — нередко отвечают они. И иногда добавляют: "В нашем доме подарки дарят круглый год”.

Вопрос о том, отмечать праздники или нет, особенно волнует детей и подростков. Данная тема в самых разных аспектах неоднократно освещалась в изданиях Свидетелей Иеговы. Меня заинтересовала, в частности, подборка писем детей из семей Свидетелей Иеговы, в которых они объясняют, почему они по собственной воле не хотят принимать участие в школьных и других праздниках. Интересно, что уже в возрасте 13 лет некоторые из них отдают себе отчет, что отмечать или не отмечать праздники — это частный случай более общей проблемы — хочешь ты служить Иегове или нет (см.: Пробудитесь! 1993. 22 ноября. с. 9; на англ. языке).

Воспитывая детей личным примером

Думаю, что тот, кто знает Свидетелей Иеговы, понимает, что и они несовершенны и далеко не во всем следуют библейским принципам в своей личной и семейной жизни. Да и сами они отдают себе в этом отчет. Однако им это удается лучше, чем многим другим. Посмотрим, например, на такую ключевую для семьи проблему, как воспитание детей.

Дети Свидетелей Иеговы часто испытывают давление со стороны сверстников: в школе, в дружеских компаниях. Они действительно выделяются на общем фоне — не курят, избегают свободного секса, не отмечают праздников, которые принято отмечать в детском и юношеском коллективе. Не всякий ребенок может отстоять свою индивидуальность, непохожесть на своих сверстников и одноклассников. Многие дети из семей Свидетелей Иеговы подчас мучительно размышляют, кто же прав: их родители, которые верят в Иегову и живут в соответствии с Библией или окружающее их общество с иной системой ценностей.

Часто дети и подростки задают беспокоящие их вопросы окружающим, а иногда адресуют их журналу "Пробудитесь!” С 1982 г. журнал начал вести специальную рубрику "Молодые люди спрашивают...”. Почему мои родители не понимают меня? Как надо относиться к сексу до брака? Как я могу узнать, встретил ли я настоящую любовь? Ответы на эти и другие наиболее типичные для молодежи вопросы собраны в книге "Вопросы молодежи. Практические советы.” Книга составлена в 1989 г. и вышла тиражом 21 миллион экземпляров на 50 языках.

Самое ценное в этой книге — это уважительное отношение к молодежи, откровенный тон ответов, их доказательность и аргументированность. Не случайно книга вызвала большой интерес и помогла многим молодым людям, не только Свидетелям Иеговы, избежать ошибочных решений.

Родители — Свидетели Иеговы — не могут заставить своих детей поступать правильно и разделять их религиозные взгляды. Но они могут научить своих детей сознательно относиться к своим поступкам и к выбору жизненных ценностей. И дети, с которыми я общался, благодарны родителям за то, что те признают их личную свободу выбора.

Как известно, самое трудное — это "заставить” человека сделать что-то добровольно. Но уж если человек по своей воле и осознанно сделает тот или иной выбор, то неимоверно трудно заставить его отказаться от этого решения. В большинстве случаев в семьях Свидетелей Иеговы дети добровольно выбирают веру своих родителей, видя их искреннюю приверженность своим убеждениям. Случается и так, что дети, выросшие в семьях Свидетелей Иеговы, выбирают иные убеждения. Родителям больно это видеть, но они признают за своими детьми и это право. И такая позиция внушает уважение.

"Повиноваться не только из страха наказания, но и по совести”
(Послание к Римлянам, 13:5)

Свидетели Иеговы считают честность и выполнение требований закона одним из важнейших качеств христианина. Во Всемирном управленческом центре и в других управленческих центрах, где живут и работают одни Свидетели Иеговы, у каждого есть ключ, который подходит почти ко всем дверям. При этом случаев воровства практически не бывает.

Мне рассказывали, что во время строительства комплекса Управленческого центра в Солнечном был исключительный случай, когда одни из строителей попался на попытке похитить чужие вещи. Выяснилось, что этот человек совсем недавно был освобожден из заключения и лишь несколько месяцев назад стал Свидетелем Иеговы и, вероятно, рассчитывал извлечь из этого какую-то материальную выгоду. Его очень быстро "вывели на чистую воду”, так как абсолютное большинство Свидетелей — люди честные и бескорыстные.

Для человека, верящего в Бога и соблюдающего библейские принципы, быть честным — совершенно естественно. В печати нередко появляются сообщения о том, что кто-то из Свидетелей Иеговы, служащих в гостинице нашел, например, в кармане брюк, отданных постояльцем в чистку, крупную сумму денег и вернул ее владельцу. Или что Свидетель Иеговы нашел в парке на скамейке бумажник с деньгами и документами и вернул его хозяину.

В России Свидетели Иеговы успели зарекомендовать себя как люди кристально честные, которым можно доверить деньги и ценности. Владельцы многих фирм охотно принимают Свидетелей на работу, так как понимают, что те их не обворуют и не станут присваивать часть выручки.

В современной России серьезной проблемой остается уплата налогов. Религиозная организация Свидетелей Иеговы освобождена от налогов. Однако строительство Управленческого центра в Солнечном предполагало определенные налоговые платежи. За период с сентября 1992 г. по сентябрь 1996 г. в бюджет Санкт-Петербурга и федеральный бюджет было перечислено более 8 миллиардов 700 миллионов рублей (около 1,7 миллиона долларов) в виде налогов и таможенных пошлин, связанных с поступлением литературы, материалов, оборудования, проведением строительных работ и функционированием Управленческого центра Свидетелей Иеговы.

Контролирующие органы провели тщательную проверку, и их сотрудники не могли скрыть своего глубокого удивления, обнаружив, что Свидетели Иеговы скрупулезно и точно в срок заплатили все положенные налоги. Такая законопослушность вообще характерна для Свидетелей Иеговы. Можно сделать вывод, что, чем многочисленнее будут Свидетели Иеговы в России, тем полнее будут уплачиваться налоги и меньше будет дефицит государственного бюджета.

"Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам”
(Деяния святых апостолов, 5:29)

Законопослушность Свидетелей Иеговы основывается на библейских принципах "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Евангелие от Матфея, 22:21) и " Всякая душа да будет покорна высшим властям” (Послание к Римлянам, 13:1). Свидетели Иеговы считают, что им следует по совести повиноваться всем человеческим законам, которые не противоречат законам Бога. Однако в тех случаях, когда между обязанностями, установленными людьми и библейскими принципами, по мнению Свидетелей Иеговы, есть противоречия, они руководствуются законами, установленными Богом, следуя правилу "Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам” (Деяния святых апостолов, 5:29).

Свидетели Иеговы считают правомерным существование армии, полиции и других законных вооруженных формирований, необходимых для поддержания порядка в обществе. Об этом говорится и в Библии: "Начальник есть Божий слуга, тебе на добро... Он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” (Послание к Римлянам, 13:4).

Вместе с тем сами Свидетели Иеговы не служат в армии. Они твердо убеждены, что им необходимо "перековать мечи свои на орала и не учится более воевать” (Книга пророка Исаии, 2:3, 4). В согласии со словами Иисуса Христа "Я не от мира” (Евангелие от Иоанна, 17:16) Свидетели Иеговы не принимают участия в войнах и в политической жизни (не вступают в политические партии и не голосуют на выборах).

По мере увеличения численности Свидетелей Иеговы в их организацию все чаще вступали люди, служащие в полиции. Так как полицейским в США обычно доверяют, люди они в большинстве своем честные и дисциплинированные, стали возникать ситуации, когда тех или иных Свидетелей Иеговы-полицейских назначали старейшинами или служебными помощниками. В 1973 г. "Сторожевая Башня” напечатала вопрос одного из читателей, может ли христианин с чистой совестью согласиться на работу, обязывающую носить пистолет или дубинку. Журнал ответил, что в этом случае "христианин должен принять собственное решение. Если он чувствует, что работа, связанная с возможностью применить оружие, на самом деле причинит вред распространению библейской истины, было бы разумно поискать работу иного характера” (Сторожевая Башня. 1973. 15 февраля; на англ. языке).

В 1984 г. в "Сторожевой Башне” от 1 февраля было разъяснено, что если Свидетель Иеговы имеет профессию, обязывающую его носить оружие для возможного применения против других людей или требующего тренировок в спорте боевого характера (дзюдо, карате и прочее), то такой человек не может быть старейшиной или служебным помощником в собрании. Полицейским-Свидетелям Иеговы, которые являлись старейшинами, было дано шесть месяцев для того, чтобы сделать выбор, остаются ли они в полиции, но перестают быть старейшинами в собрании или, наоборот, остаются старейшинами, но находят себе другую работу, не связанную с ношением оружия.

Конечно, отказ Свидетелей Иеговы от службы в армии создавал для них в прошлом много сложных проблем, становился поводом для репрессий против верующих. Постепенно эта проблема стала менее острой, так как во многих странах было признано право на альтернативную гражданскую службу, которую Свидетели Иеговы считают не противоречащей их религиозным убеждениям.

Знание Истины — основа оптимистического мировосприятия

Во многих христианских церквях укоренилось представление, что настоящий верующий должен постоянно ощущать свою греховность, скорбеть о своих грехах, чувствовать себя последним из грешников. Это создает у верующих особый психологический настрой, формирует личность, которая почти постоянно находится в подавленном, мрачном настроении, чурается смеха, веселья, шуток, считая их проявлением сатанинского начала.

Свидетели Иеговы настроены совершенно иначе. Им ближе библейское наставление "всегда радуйтесь” (I Послание к Фессалоникийцам, 5:16). По их мнению, уныние, неверие в способности Иеговы спасти человека — это результат происков Сатаны. Свидетели Иеговы ценят веселье, радость дружеского общения, хорошую шутку. Среди них немало людей с отменным чувством юмора. Мне запомнилась острота, которая популярна среди вефильцев. Они рано встают, потому что по расписанию в семь часов уже нужно быть в столовой, где начинается утреннее поклонение Иегове (молитва и размышление над библейским текстом для данного дня). И вот после выхода книги "Ты можешь жить вечно в Раю на Земле” появилась острота "Ты будешь вечно рано вставать в Раю на Земле”. Оценить эту шутку по достоинству может только тот, кому приходится ежедневно с огромным трудом, преодолевая сонливость, спешить на утреннее поклонение.

В чем же истоки оптимистического мировосприятия Свидетелей Иеговы? Дело в том, что Свидетели Иеговы верят, что Бог, которому они служат — это счастливый Бог: выражение "блаженного Бога”, которое встречается в Первом послании к Тимофею (1:11) в переводе Нового Мира, осуществленным Обществом Сторожевой Башни, заменено на "счастливого Бога”. Они ощущают себя людьми, которые не являются частью злого мира, так как поклоняются Богу, который в силах охранить их от зла (Евангелие от Иоанна, 17: 15—16), помочь им преодолеть все невзгоды и сделать счастливыми.

Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz